Разведение коров на молоко

Содержание статьи:

Молочная отрасль является одним из важнейших элементов в современном животноводстве. В то время как в структуре мясного рынка России на говядину приходится лишь около 15% от общего объема потребления, коровье молоко и продукты его переработки составляют более 90% молочного рынка. Таким образом, спрос на данный вид продукции достаточно высок, чтобы молочное скотоводство представляло определенный интерес для инвесторов и предпринимателей. Ну, а среди тех деревенских жителей, кто не хочет переезжать в город и твердо намерен остаться в родном краю, разведение коров на молоко становится популярным видом бизнеса.

Рынок молочной продукции в России

Согласно данным статистики, среднее потребление молока и молочной продукции в нашей стране составляет около 250 кг на одного человека. Это в среднем около 700 г в день, что с одной стороны совсем немало, а с другой стороны до медицинских норм по объему потребления молока наши сограждане не добирают около 30%. Связано это не только с отсутствием привычки пить молоко у жителей больших городов, но и с общим дефицитом этой продукции на отечественном рынке.

По расчетам Министерства сельского хозяйства даже при таком низком уровне потребления уровень самообеспечения России молоком и молочными продуктами составляет немногим более 80%. При этом для достижения минимального уровня продовольственной безопасности этот показатель должен хотя бы превышать 90%.

Если же обратиться к общему состоянию молочного производства, то ситуация отнюдь не выглядит позитивно. По итогам 2015 года валовое производство молока на предприятиях всех типов (включая частные домохозяйства, где есть корова) составило 30,78 млн. тонн, что практически один в один повторяет результат предыдущего 2014 года. При этом, как отмечают в Минсельхозе, на животноводческих комплексах производство молока выросло на 2,4%, или на 350 тыс. тонн (до 14,7 млн. тонн), а вот в частных подворьях селян, на которые приходится около половины молочного производства в стране, зафиксирован спад в пределах 474,5 тыс. тонн. Таким образом, сохраняется многолетняя тенденция на увеличение доли промышленных производителей молока в общем объеме выпуска.

Еще одной тенденцией, влияющей на общую картину в отрасли, в 2015 году стало увеличение надоев в расчёте на одну корову. Так, в крупных животноводческих комплексах одна корова давала в среднем 5233 кг молока, что на 336 кг, или на 6,9% превышает показатели 2014 года.

После закрытия в 2014 году российского рынка для большинства европейских производителей в 2015-м значительно увеличилось производство молочной продукции в России. В частности сыра стали производить на 21% больше, чем в 2014 г. (414 тыс. т), сырных продуктов — на 18% (121 тыс. т), творога и творожных продуктов — на 6% (728 тыс. т). Также выросло, хотя и не столь значительно, производство сливочного масла — на 3% (258,9 тыс. т). И только производители сухого молока и сливок снизили объемы выпуска: 111,7 тыс. тонн этого продукта, то есть на 14% меньше, чем в 2014 году.

Проблемы отрасли молочного скотоводства

Как можно заключить на основе данных статистики, приведенных выше, российская деревня постепенно теряет статус ведущего производителя молока, и рынок постепенно переходит в руки скотоводческих предприятий, то есть бизнеса. Однако увеличение производства молока в скотоводческих хозяйствах идет достаточно медленными темпами, порой не поспевая за скоростью сокращения производственных показателей на селе. После запрета импорта украинских и европейских сыров, молока и масла ожидалось, что российские производители начнут наращивать объемы очень высокими темпами, однако этого не произошло. В то время как сыровары и маслоделы и в самом деле показали прирост на десятки процентов, производство молока выросло всего на 2,5%.

Основной причиной этого, как и прежде, остается довольно низкая рентабельность самого производства в молочной отрасли. Предприниматели гораздо охотнее инвестируют деньги в расширение существующих и открытие новых птицефабрик и свиноводческих ферм, где рентабельность составляет соответственно 17% и 20%. На этом фоне разведение молочных коров, дающее всего 6-8% рентабельности (да и то с учетом государственных дотаций), выглядит совсем не привлекательным.

Однако низкая рентабельность — лишь половина проблемы. Вторая половина — это возросшая стоимость стартовых инвестиций на расширение или запуск скотоводческого бизнеса. После того как в 2015 году правительство прекратило субсидировать закупки племенного молодняка за границей, надеясь простимулировать рост внутреннего рынка племенных животных, отечественные скотоводы оказались в ситуации, когда российские племенные заводы еще не способны дать в достаточных объемах качественный скот, а где-то брать его всё равно нужно. Вот и приходится покупать животных всё там же за рубежом, но только дороже (девальвация плюс отмена субсидий).

Помимо удорожания скота увеличились также стартовые расходы на строительство корпусов для животноводческих предприятий и оборудования для них же. Виной тому инфляция и девальвация, значительно повлиявшие на стоимость стройматериалов и техники.

Все эти факторы вместе значительно отодвинули сроки окупаемости инвестиций в крупномасштабное производство молока. Вместо прежних 10-12 лет сроки окупаемости дошли до 15 лет, что является слишком большим сроком для отечественного бизнеса.

Молочные породы коров

При всех трудностях, описанных выше, молочное скотоводство не перестает быть интересным направлением для бизнеса, особенно для малого и среднего. Ключевым отличием мини-ферм от больших животноводческих комплексов является их гибкость и легкая приспособляемость к сложившимся обстоятельствам. Если все крупные скотоводческие центры как две капли воды походи друг на друга, поскольку сделаны по единым лекалам, то семейный фермерский бизнес всегда приспосабливается к местным условиям, из-за чего две мини-фермы всегда будут очень непохожими.

Например, если хозяйство насчитывает всего два-три десятка коров, их не обязательно содержать круглый год в загоне. При наличии свободных никем не занятых лугов в округе (чего-чего, а простора в России на всех хватит), в теплое время года животных можно держать на свободном выпасе. И это лишь один из многих способов снизить издержки и ускорить наступления точки окупаемости вложений.

Однако в любом случае успешным разведение коров на молоко как бизнес будет лишь в том случае, если с самого начала разводить высокопродуктивных породистых животных.     К счастью, для небольших фермерских хозяйств приобрести партию таких коров можно даже на отечественных племенных заводах.

На сегодняшний день наибольшей популярностью у профессиональных фермеров пользуются такие породы:

  1. Черно-пестрая корова. Самая распространенная порода в нашей стране, на ее долю приходится около половины всего отечественного поголовья молочного скота. Среднегодовой удой в зависимости от интенсивности кормления составляет 5500-8500 кг в год.
  2. Голштинская корова. Относительно новая порода, выведенная в Северной Америке в 1970-80-х годах. За один удой корова этой породы дает от 30 кг молока. В российских условиях средний годовой удой составляет около 7400 кг в год.
  3. Холмогорская корова. Старая российская порода, способная при правильном кормлении давать до 8000 кг молока в год. Однако в большинстве случаев надои колеблются в пределах 4000-6000 кг.
  4. Ярославская корова. Еще одна традиционная русская порода. Среднегодовая продуктивность равна 3500-6000 кг, но официально зарегистрированный рекорд составляет 11590 кг.

Разведение коров на молоко как бизнес

Скотоводческий бизнес, как впрочем и любой другой вид предпринимательской деятельности, требует сперва тщательной продолжительной подготовки и лишь потом решительных, но обдуманных действий. Если планируется запуск небольшого фермерского хозяйства на несколько десятков животных, то самому предпринимателю придется возложить на себя основную часть обязанностей по планированию бизнеса и управлению производством. А для этого необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса и весьма желательно ознакомиться с практикой, принятой на уже действующих предприятиях.

В целом подготовка к созданию собственной молочной фермы должна включать следующие действия:

  • доскональное изучение всех существующих на сегодняшний день молочных пород скота, выяснение их специфики на предмет того, насколько легко или сложно будет создать для них оптимальные условия содержания и обеспечить правильный рацион;
  • основательное изучение наиболее популярных и продуктивных методик, систем и технологий содержания и кормления животных, определение наиболее подходящей системы для тех условий, в которых предполагается разводить животных;
  • проработка каналов поставки племенного молодняка, кормов, медпрепаратов для животных и производственного оборудования, поиск и определение каналов сбыта продукции.

Разобравшись с подготовительной частью, можно приступать к составлению бизнес-плана. С этого момента организация молочного бизнеса уже ничем принципиально не отличается от любой другой производственной деятельности: подсчет стартовых и текущих расходов, составление прогноза о доходах, предварительный расчет себестоимости продукции. Если все цифры в бизнес-плане сошлись так, как хотелось, можно приступать непосредственно к созданию бизнеса: начинать строить коровники, закупать оборудование, регистрировать бизнес, нанимать персонал, закупать скот, организовывать производственный процесс.

 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Комментарии (1)

  1. Молоко это очень полезно и вкусно. Сейчас очень тяжело найти натуральный продукт. Производители постоянно добавляют химию, чтоб дать ребенку настоящее молоко нужно в магазине часа 2 перечитывать составы всех марок. Конечно на химии дешевле, вот производители и пихают ее везде. Все же натуральные продукты всегда ценятся больше, хоть они и дороже, но здоровье важнее всего. Молочная продукция очень хороший бизнес не спорю, только когда оно действительно вкусно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *