Племенное животноводство в России

Содержание статьи:

Все животноводческие предприятия можно разделить на два типа — пользовательные и племенные. Первые занимаются производством пищевой продукции (мясо, молоко, яйца) и промышленного сырья (кожи, шкурки, перья, пух), вторые поставляют первым высокопродуктивных породистых животных для формирования стада. Хотя в стоимостном выражении на долю племенных хозяйств приходятся относительно небольшие объемы производства, без них вся отрасль была бы гораздо менее эффективной. Именно поэтому состоянию и проблемам данного направления в животноводстве уделяется так много внимания.

Сущность племенного животноводства

Племенное животноводство является неотъемлемым элементом современного сельского хозяйства. Именно на него возлагаются задачи по обеспечению пользовательного животноводства высокоценными породистыми животными. Помимо воспроизводства продуктивных пород племенные хозяйства занимаются улучшением их характеристик и выведением новых еще более продуктивных пород.

Племенное животноводство в России представлено частными племенными заводами и репродукторами, а также государственными предприятиями, специализирующимися на данном виде деятельности. Для выполнения этих функций хозяйствам необходимо получить государственную лицензию и пройти регистрацию.

Поскольку перед племенным животноводством не стоит задача произвести как можно больше продукции (общий спрос на нее гораздо меньше, чем на товары пользовательных хозяйств), численность поголовья на племенных заводах обычно невелика. Например, в молочном скотоводстве такое стадо на одном предприятии обычно колеблется в пределах 600-1200 голов, в свиноводстве — 300-600, в коневодстве 100-400. Правда, следует отметить, что многие племенные заводы имеют дочерние хозяйства, где поголовье может исчисляться тысячами животных.

Назначение дочерних хозяйств заключается в том, чтобы с одной стороны сбывать в них отбракованных животных для дальнейшего их использования по прямому назначению (производство мяса, молока, яиц и т.д.), а с другой стороны стада дочерних хозяйств, сформированные из одной генеалогической структуры, позволяют более эффективно оценивать результаты племенной работы.

Состояние племенного животноводства в России

Государственная поддержка, последовательно оказывавшаяся животноводству в последние годы, позволила к настоящему моменту сформировать крепкую племенную базу для всех подотраслей отечественного животноводства, в том числе в сфере рыбоводства, пушного звероводства и пчеловодства.

По данным официальной статистики, в 2015 году в Государственном регистре числилось более 2500 племенных стад различных сельскохозяйственных животных — крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы, пушных зверей, кроликов, верблюдов, тутового шелкопряда, рыбы, оленей, яков и т.д. Эти стада распределены между 762 племенными заводами, 1670 репродукторами и 85 генофондными хозяйствами.

Аналитики Министерства сельского хозяйства России подсчитали, что объемы реализации племенного молодняка КРС в прошлом году превысили 110 тыс. голов. При этом импорт племенного КРС составил 33 тыс. голов, свиней — 1,9 тыс., семени быков-производителей — порядка 330 тыс. доз.

Удельный вес племенных коров в общем маточном поголовье КРС на начало 2016 года достиг 12,8%, что на 0,3% больше, чем годом ранее. Общая численность племенных коров к этому моменту составила около 1,1 млн голов, то есть на 5% больше показателей на начало 2015 года. Поголовье племенных свиноматок в январе 2016-го составило 83 тыс. голов (на 3,2% больше, чем в январе  2015-го). При этом за прошлый год пользовательными хозяйствами было приобретено 125 тыс. голов молодняка свиней, что на 34% выше уровня 2014 года.

Проблемы племенной отрасли

Начиная с 2015 года, правительство России прекратило субсидировать закупки импортного племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления. Этот шаг стал одним из многих в ряду направленных на развитие внутреннего рынка племенного молодняка во всех отраслях.

Потребность в изменениях на внутреннем рынке становится очевидной, если учесть сложившиеся реалии. Так, в Северной Америке можно за месяц приобрести до 5000 голов племенных нетелей с высочайшим потенциалом. На рынке Европы для ежемесячной покупки доступно около 3000 голов. А вот в европейской части России животноводы могут в месяц купить не более 500 голов, в азиатской части и того меньше — до 100 голов в месяц.

Такая ситуация является одним из тормозов для развития пользовательного животноводства в России. В частности те предприятия, которые намерены быстрыми темпами увеличивать поголовье (не говоря уже о строительстве новых хозяйств), вынуждены жестко ограничивать свои планы и пересматривать сроки окупаемости.

Из-за дефицита племенных животных ухудшается рентабельность любой бизнес-стратегии: при покупке животных на внутреннем рынке имеется недоукомплектация ферм из-за чего возрастают косвенные издержки; при покупке за рубежом стоимость племенных животных вырастает как минимуму четверть. Всё это в итоге снижает привлекательность любых инвестиций в животноводство — как в расширение уже существующих хозяйств, так и в создание новых.

В целом проблемы отрасли племенного животноводства в России можно свести к трем ключевым вопросам:

  1. На рынке ощущается острый дефицит высокопродуктивных животных, например, коров с базовым надоем 8 тонн молока в год. По данным статистики, на рынке племенных нетелей примерно треть реализованных животных являются импортными. При этом, по мнению аналитиков, показатель продаж отечественных животных на уровне 70% является искусственно увеличенным и не соответствует действительности. Чтобы формально выполнить требования закона об обязательных объемах продаж телочек, племенные хозяйства продают нетелей не пользовательным фермам, а друг другу или даже самим себе (через определенные схемы). Если не учитывать подобные махинации, то в реальности объем продаж импортных племенных животных в России составит не 30%, а целых 80%.
  2. Низкая конкурентоспособность отечественных животных в сравнении с импортными. Причем здесь проблема лежит сразу в двух плоскостях — низкое качество и малое количество. Даже в том случае, если племенное хозяйство может предложить рынку животных с высокими показателями продуктивности, оно не может обеспечить единовременную продажу покупателю рационального количества племенного материала. В итоге, существенно расширяя стадо, или создавая новый животноводческий комплекс, предприниматель волей-неволей вынужден покупать животных за рубежом, где всегда доступны большие партии.
  3. В России существует довольно жесткая система правил и требований, регулирующих вопросы объединения, карантинирования и транспортировки мелких партий животных, закупленных у разных племенных хозяйств. То есть, даже если бизнесмен захочет создать большое стадо исключительно из отечественного материала, ему придется либо покупать маленькую партию, а потом долго наращивать из нее полноценное стадо, либо пройти все круги бюрократического ада, чтобы объединить на одной ферме несколько мелких партий от разных производителей.

 Перспективы племенной отрасли и пути решения проблем

Учитывая довольно большие объемы животноводческой отрасли в России (19 млн голов КРС, 21 млн свиней, 25 млн овец и коз, 550 млн птиц), Россия могла бы стать крупным международным игроком на рынке племенных животных. Однако для этого нужно решить все выше описанные проблемы. Сделать это можно, реализовав следующие меры:

  1. Усовершенствовать систему субсидирования покупки племенного молодняка, чтобы стимулировать спрос на отечественный материал.
  2. Пересмотреть методы господдержки племенного животноводства, разделив функции научного и практического обеспечения животноводческой отрасли отечественным материалом.
  3. Чтобы оптимизировать расходы на субсидирование покупки племенных животных, государство должно четко определить минимальную успешность такой покупки (показатели повышения продуктивности стада), а также разработать механизм возврата субсидий, если их получатель не сумел добиться этих показателей.

В то же время эксперты уверены, что полный отказ государства субсидировать покупку племенного материала за рубежом является преждевременным и нежелательным для развития племенного животноводства в России. В условиях отсутствия полноценного внутреннего рынка такой шаг значительно снижает рентабельность инвестиций в строительство крупных животноводческих комплексов.

Хотя в долгосрочной перспективе отечественные племенные хозяйства сумеют покрыть дефицит предложения, в данный момент такая ситуация является сильным сдерживающим фактором для всего животноводства в целом и де-факто подрывает продуктовую безопасность страны. А в условиях введенных в 2014 году ограничений на импорт продуктов питания эта ситуация становится просто опасной для России. Ввиду этого было бы правильно разработать особый механизм государственной поддержки племенного животноводства, который бы с одной стороны стимулировал племенные хозяйства наращивать свои мощности, а с другой стороны позволял пользовательным хозяйствам (хотя бы при реализации крупных проектов) выгодно покупать племенной материал за границей, пока отечественный рынок не сможет удовлетворить их потребности.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *