Платон мне друг, но сельское хозяйство дороже?

 «Платон мне друг, но истина дороже». Эти слова якобы сказал Аристотель. Спустя несколько тысячелетий некоторые повторяют это изречение о системе «Платон», название которой переводится как «плата за тонны» и касается проезда грузовиков по федеральным трассам.

   Почти месяц назад практически во все торговые сети начали поступать предупреждения от логистических компаний о том, что возможны перебои с поставками продуктов. По этим сообщениям виновной в срыве поставок называлась система «Платон», обязывающая перевозчиков работать по новым правилам, и вступающая в силу с 15 ноября 2015 года. Новость совсем нерадостная, ситуация постоянно меняется, дальнобойщики бастуют, но давайте попробуем взглянуть на неё поподробнее.

Немного о системе «Платон» и проблемах с его внедрением

  Сначала пара слов о том, что такое система «Платон». Это новая система оплаты за проезд по дорогам федерального значения, касающаяся большегрузных фур и других автомобилей высокой (12 тонн) грузоподъёмности.

  Старт системы состоялся 15 ноября и предполагал до 01.03 2016 года оплату 1,53 руб. за километр пути, до 31.12 2018 года — 3,06 руб., а позже — 3,73 рубля за 1 км. В прошедшем времени эти цифры называются потому, что в настоящее время по ним принимаются поправки. Так что более точная информация о конкретных суммах появится после того, как эта непростая ситуация с логистическими трудностями разрешится.

   Итак, в СМИ появилась информация, что во все торговые сети до 15 ноября были разосланы предупреждения о возможных перебоях с поставками, причём речь шла о трети всех поставляемых в торговые сети продуктах. Объяснение, как описала эту ситуацию газета «Коммерсант», заключается в том, что не все транспортные компании получили и смогли установить на свои машины счётчики, которые необходимы для работы в новых условиях.

   По словам «Коммерсанта», ссылающегося на информацию, полученную от крупной компании-перевозчика, счётчики к 15 ноября (а это день, когда система приступила к работе) не получили почти 90% автомобилей транспортных компаний. Нет счётчиков — значит, большинство машин прекратит перевозки сельхозпродуктов, и около трети продуктов может не доехать до прилавков?

  Как сообщает «Коммерсант» в России более миллиона грузовых автомобилей высокой грузоподъёмности, но счётчиков системы «Платон» имеется в наличие лишь 200 тысяч, а до перевозчиков к моменту запуска системы — 15 го ноября — дошло только 40 тысяч.

          Предупреждали не только ритейл

   Проблемы, как и следовало, ожидали не одни ритейлеров. Также в «Коммерсанте» сообщалось, что крупный производитель  разослал в торговые сети предупреждения о том, что поставки его продукции могут быть сорваны по причинам, от него не зависящим, а связанным с логистикой и перевозками.

   Замглавы крупной компании пояснил в СМИ, что действительно, перевозчики предупредили производителей о возможных проблемах и даже о прекращении работы. Те же компании, у кого имеется свой автопарк, сообщили, что у них имеются трудности как с установкой счётчиков, так и с работой самой системы.

     Откуда взялось повышение цен на продукты

   Как водится, ситуация продолжила своё развитие. Теперь уже не сами перевозчики, а производители и реализаторы продуктов предупреждают правительство о возможности повышения цен перед самым наступлением Нового года. И связывают это также с началом работы системы «Платон».

   Под обращением к правительству стоит подпись 20 крупных компаний, среди них, например, Зерновой Союз, Рыбный Союз, Национальная Мясная Ассоциация. В нём говорится, что технические сбои в работе системы учёта перевозок, а также недостаточное количество комплектующих, привели к перебоям в работе перевозчиков. Опять цитируем «Коммерсант» : небольшие логистические компании-перевозчики, не имеющие нужного количества оборотных средств, не берут заказы на перевозки.

   Всё это естественно, может выражаться не только в нервном напряжении у производителей продуктов питания и ритейлеров, но и в увеличении себестоимости продукции, которая затем, естественно приведёт к повышению цен. Цены повысятся как оптовые, так и розничные, что при увеличении покупательского предновогоднего спроса станет особенно заметным. Это говорится в обращении предпринимателей к правительству.

   Вот расчёты, которые приводит одно предприятие. Новый тариф на проезд большегруза по федеральной дороге составляет 1,53 руб. за 1 км, это приводит к возрастанию розничной цены на молоко на 1,2 руб., а тариф — 3,73 рубля за 1 км пути с работающей системой «Платон» — это дополнительно 2,5 руб.

   Эксперты говорят, что проблема касается сбоев в системе,  недостатка счётчиков, нормальной стабильной работы системы. Плата за дороги может повлиять на предновогоднюю активность в 2015 году.

   Говорят, что от заказов отказываются малые, средние, крупные компании-перевозчики.

             Неужели с «Платоном» всё так плохо?

   Премьер Дмитрий Медведев в своём интервью работникам СМИ заявил, что не видит глобальных проблем с работой системы «Платон». Он подчеркнул, что, вероятно, ошибки в её работе были, и их необходимо было исправить. Но ошибки не фатальные, и всё исправлено и работает.

   Да, «Платон» — вариант неоднозначный, и нужно хорошо разбираться как в логистике, так и в дорожном строительстве, чтобы чётко обозначить его достоинства и недостатки. Но нагнетать обстановку, провоцируя панику, и пугая дефицитом продуктов и немедленным повышением цен — весьма неконструктивно.

   Сергей Юшин, президент Национальной Мясной Ассоциации, утверждает в СМИ, что справедливее было бы повысить топливный акциз. Этот метод был бы не таким затратным с точки зрения администрирования.

    Сами же водители большегрузов в разных регионах страны выходят на акции протеста против «Платона».

              Мнение экспертов

   А вот о чём говорят эксперты в СМИ. Георгий Фёдоров, член Общественной палаты, заявил, что введение оплаты за пользование федеральными трассами для дальнобойщиков никак не скажется на состоянии прилавков, продукты будут поступать вовремя. Однако нововведения действительно вызывают напряжённость на рынке грузоперевозок, что и способствует излишне эмоциональным заявлениям логистических компаний. А вот законодателям, по мнению господина Федорова, следует аккуратнее вводить законы, которые нуждаются в адаптации к реальным условиям рынка. Тем не менее, по мнению чиновника, закон для упорядочивания работы дальнобойщиков действительно необходим.

   Также считает и Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России. По сообщению газеты «Взгляд», пресс-секретарь, комментируя вероятность возникновения проблем с поставками продуктов в торговые сети, сказал, что таковая отсутствует, но стороны должны проявлять гибкость и находить обоюдные компромиссы.

   Минтранс уже принимал решение перенести срок вступления системы «Платон». за исключением Московской области.

   АКОРТ заверила всех заинтересованных лиц, что пустые полки россиянам не грозят. Большинство ритейлеров имеет собственный автопарк, полностью оснащённый необходимым оборудованием.

     И ещё немного о 40 тысячах счётчиках

   Перевозчики утверждают, причём, что характерно, на условиях анонимности, что счётчиков категорически не хватает, их нет у 90% фирм. Якобы на более чем миллион большегрузных автомобилей их выпущено всего 40 тысяч. Однако этот факт опровергает компания, выполняющая государственный заказ на изготовление соответствующих приборов.

   В ней журналистам говорят, счётчики имеются в большом количестве. Работают все офисы, выдача устройств учёта производится ежедневно, в некоторых местах офисы работают даже и в круглосуточном режиме. Но выдача приборов идёт не настолько быстро, насколько могла бы, если бы водители побеспокоились о получении прибора чуть раньше и зарегистрировались. Дело в том, что после регистрации посетить офис нужно только раз, чтобы получить прибор, и расписаться за него. Зарегистрироваться же можно как на сайте установщика, так и в электронных терминалах, однако водители якобы предпочитают приезжать лично, что увеличивает время получения прибора.

   Многие водители и владельцы логистических компаний, выступают против оснащения грузовиков устройствами учёта. И это легко объяснимо: если прибор установлен, значит, компании придётся вести только «белую бухгалтерию». Об этом говорит Николай Мордовцев, редактор журнала «Рейс» в интервью. Сегодня большинство дальнобойщиков работают по серым схемам, за наличные, без уплаты налогов и без регистрации поездок, а кроме того, существенно превышают и весовые нормы практически в каждую поездку. «Платон» лишает их такой возможности.

   Немного о повышении цен из-за системы «Платон». Оказывается, доля перевозок продуктов питания в структуре работы большегрузов занимает якобы всего 4 процента, поэтому повышение цен из-за неё возможно лишь на десятые доли процента. Об этом на пресс-брифинг заявил вице-премьер Андрей Дворкович. Так ли это — покажет время.

   И ещё немного о возможном дефиците и панике. О планах введения платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам говорят не первый год. Возможно, профсоюзы и общественные мнения водителей большегрузов должны были подключиться раньше?

   Говорят, что во всех цивилизованных странах есть аналогичная плата за большегрузы, но только в России она вызывает большой ажиотаж, что может быть связано с одновременным экономическим кризисом — он создает дальнобойщикам дополнительные проблемы, даже когда сельское хозяйство, вроде бы, активно развивается.

Родион Чепалов

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...