Очень много денег... Некуда тратить?

В большинстве экономик проблема обычно формулируется так: «не хватает денег на то и на это…». И очень редко обнаруживается другая проблема: деньги есть, а вот на что их тратить — непонятно. Так периодически бывает в российском сельском хозяйстве: деньги, выделенные Минсельхозом, оказываются неосвоенными. Зачастую говорят о миллионах и даже миллиардах рублей. В интернете фигурируют разные цифры, проверить которые очень трудно. В условиях дефицита бюджета судьба этих денег интересует всех.

Как не осваиваются средства

Ситуации с крупными суммами неосвоенных средств повторяются из года в год, и борьба с ними ведётся с переменным успехом. Один из самых наглядных примеров нерационального освоения средств можно было наблюдать два года назад, в сентябре 2013 года. Тогда министерство финансов выделило чуть более 12 млрд. рублей как компенсацию затрат на увеличение цены кормов. Как сообщило агентство «Прайм», в министерстве финансов был поставлен вопрос о перераспределении определённой суммы уже выделенных средств на более приоритетные направления — для ликвидации ущерба от наводнений на Дальнем Востоке.

Николай Фёдоров, в то время глава Минсельхоза, пожаловался на правительственном заседании, что из 42 млрд. руб., которые были выделены аграриям на субсидии, связанные с подорожанием сельскохозяйственных кормов, оказались нераспределёнными целых 12 млрд. Антон Силуанов, глава Минфина, прокомментировал тогда эту жалобу напоминанием о разгуле стихии на Дальнем Востоке, и предложил направить неосвоенные деньги туда. Дмитрий Медведев, глава правительства, тогда заметил, что помочь Дальнему Востоку необходимо, но сделать это надо не в ущерб фермерам и АПК. Антон Силуанов в ответ пообещал всесторонне проработать вопрос с перераспределением бюджетных средств, оказавшихся на тот момент неосвоенными.

Вопрос с недостаточным освоением средств продолжает оставаться напряжённым и сегодня, несмотря на то, что АПК активно и в больших масштабах субсидируется с 2013 года.

Так Счётная Палата, в конце лета текущего 2015 года заявила, что финансовые механизмы, направленные на субсидирование предприятий, производящих технику для сельского хозяйства, действуют недостаточно эффективно, и выделенные из бюджета средства осваиваются не в полном объёме и слишком медленно. Почти 4 млрд. рублей было выделено из бюджета на субсидии. Запланирована покупка 5300 единиц мультифункциональной высокопроизводительной техники. Два миллиарда из этой суммы выделено согласно антикризисному плану. А реальные результаты, как писала газета «Ведомости», оптимизма не вселяют. На конец июня поставщикам было перечислено всего 713 млн. рублей, а число отгруженной техники составило 970 штук.

Темпы обновления парка сельскохозяйственных машин, по данным Счётной Палаты, остаются низкими, а АПК обеспечен мощной современной техникой только на 50 %, чего катастрофически недостаточно. Почему же такое могло произойти? У Минсельхоза есть корректное объяснение такой нерасторопности. Дело в том, что в первом полугодии 2015 года все ожидали корректировку цен и правил субсидирования, и они действительно были изменены — субсидия повысилась до четверти цены техники. Такой фактор отложенного спроса подтвердил и уполномоченный представитель ассоциации производителей тракторов и комбайнов РФ. Прогнозируется, что до конца текущего года бюджетные свойства будут освоены полностью.

 Всё зависит от региона

Всего по состоянию на вторую половину августа министерством перечислено субсидий на сумму 152,5 млн. руб. в 85 регионов страны. В списках тех из них, которые по разным причинам не осваивают или осваивают очень нерасторопно средства, выделяемые в качестве господдержки, довольно велик. Как пример, низкий процент освоения средств в одной из областей: на 20–ое августа туда направлено 825 млн. рублей, а до аграриев доведено только 368 млн. руб., что составляет даже менее 45 % от выделенных средств.

Есть и положительные примеры. Максимально оперативно и в полном объёме федеральная поддержка осваивается в Республике Марий Эл. Ещё один регион, в котором ведётся активное освоение средств федерального бюджета, выделенных на субсидии, это Чукотка. Правда, аграрным этот регион назвать нельзя, поэтому и средств выделено не так много, а значит потратить их не так сложно. Почётное третье место по степени освоения средств занимает Татарстан, являющийся также и лидером по производству продукции.

Александр Ткачев, глава Минсельхоза, этим летом назвал проблему неполного освоения средств государственной поддержки и не доведения их до конкретных сельхозпредприятий — безалаберностью. Все запланированные средства были отправлены в регионы даже с некоторым опережением графика. Это и понятно: то, как будет распределяться государственная помощь, было определено ещё в прошлом году. Были выделены и регионы опережающего развития, где государственная поддержка идёт с повышающими коэффициентами. Сегодня это Дальний Восток, а через некоторое время туда добавится Крым. Что же случилось с деньгами? Ведь они как никогда нужны работникам сельского хозяйства. До конкретных предприятий АПК в регионах дошло лишь 40 % средств. В прошлом году за такой же период проценты освоения были ещё ниже, всего 37%. В целом по стране ситуация соответствует потребностям АПК, однако в нескольких регионах освоение вообще близко к нулю.

Вот, например, Крым. Туда было направлено более 1,2 млрд. руб., однако до аграриев к середине лета дошло лишь 20 млн. Ситуация очень неприятная, так как деньги фермерам нужны были ещё ранней весной и срочно. Отсюда печальный вывод: крымчане не вырастили тот урожай, что могли бы.

Александр Ткачёв позвал на совещание руководителей региональных министерств, которые недостаточно активно осваивают средства, и попросил «не подставлять программу поддержки АПК, и не подводить страну и самих себя».

Уполномоченный одной из областей заметил в ответ, что Мурманский регион — не аграрный. Александр Ткачёв виртуозно отбил атаку, подчеркнув, что если регион не относится к аграрным, то перечисленные для сельского хозяйства деньги можно и вернуть.

Дмитрий Юрьев, замминистра, отметил тогда же, что в большинстве регионов средства на счетах зависли из-за нерасторопности региональных властей. Судя по объяснениям и комментариям из регионов, продолжил замминистра, неосвоенные средств объясняется некорректно составленными внутренними нормативными актами, или недостаточной подготовкой территорий. На середину ноября регионы – аутсайдеры доложили о 98% освоении выделенных министерством средств.

Деньги все равно дадут

Николай Панков, глава комитета по аграрным вопросам в Госдуме, ещё раз подчеркнул, что сельское хозяйство и АПК сегодня – это приоритетные отрасли развития экономики нашей страны, так как призваны обеспечить продовольственную безопасность и импортозамещение. На заседании комитета Госдумы 29 октября был принят, правда, пока в первом чтении проект бюджета отрасли на 2016 год. Из него следует, что Государственная программа развития АПК на следующий год сохранится в плане материальных вложений на том же уровне, что и в текущем году, и составит 237 млрд. руб. На растениеводство будет при этом направлено 57, 2 млрд. руб., на животноводство — 37,2 млрд. руб., а более 4,5 млрд отдадут на строительство многофункциональных логистических комплексов.

В проекте бюджета в полной мере предусмотрена и поддержка мелких фермерских хозяйств: им будет выделено без малого 15 млрд. руб., с тем, чтобы они обеспечивали страну сельскохозяйственной продукцией вместе с большими агропромышленными предприятиями.

Николай Панков сказал также: правительство надеется, что все средства, выделяемые из бюджета, будут вовремя попадать непосредственно к тем, кому они и предназначены — к аграрным хозяйствам. Должна сойти на нет и проблема с неосвоенными средствами, которая сегодня оказалась достаточно острой. Сегодня же известно немало примеров, когда целевые средства на то или иное структурное подразделение сельскохозяйственной отрасли были из бюджета выделены, но долго лежали мёртвым грузом на региональных счетах, потому что на местах их не могли оперативно и с толком потратить.

Вместе с этим Николай Панков подчеркнул, что необходим также и контроль над тем, чтобы не было перегибов в другую сторону: чтобы материальные ресурсы, зарезервированные и отложенные на случай форс-мажоров, аварий или чрезвычайных ситуаций, использовались только на эти, и ни на какие другие цели.

Так что же такое неосвоенные средства — неумение и непривычка распоряжаться большими объёмами финансовых ресурсов или системные ошибки планирования, вызванные слишком сложной и несбалансированной структурой АПК?

Поиски решения проблемы

1.По сообщению интернет- издания «Волга-Нью», муниципалитеты Самарской области будут возвращать в бюджет области средства, которые они получили в качестве субсидий для АПК, но не освоили в срок. Роман Некрасов, замминистра области, сообщил 6-го октября, что неосвоенные средства не будут переходить на следующий год, а будут возвращаться в бюджет области. Есть районы, которым требуется дополнительная поддержка на что-то определённое, но деньги «висят» в бюджете района, где нет заявлений на получение субсидий. Такая мера должна повысить эффективность реализации программы помощи АПК.

2.Ранее бюджеты (федеральный и региональный) делили расход по субсидированию ставок на сельхозкредиты в соотношении 80 к 20. Однако в региональных бюджетах таких денег может просто не быть, а из-за этого не могут быть выплачены вовремя и выплаты из госбюджета. Потому что они следуют за выплатами регионов. Теперь, по предложению Минсельхоза, схема будет изменена: из государственного бюджета будет субсидироваться до 95% от ставки, а из регионального — 5%. Такие изменения коснутся кредитов, взятых на короткие сроки на растениеводство, покупку кормов и сырья, кредитов для развития личных подсобных хозяйств.

Так что будем ждать результатов!

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...