Эффективность продукции растениеводства

Содержание статьи:

История растениеводства как своеобразной «науки» исчисляется десятками тысяч лет. По мнению одних ученых родина растениеводства – Египет, по мнению других – Месопотамия, третьих – Ассирия. Сколько исследователей интересуются этим вопросом, столько и мнений: откуда все-таки берет свои истоки искусство возделывать землю и выращивать нужные человеку растения.
И это вполне оправдано: сложно определить, когда и где конкретно зародилось то, что, в общем, естественно и закономерно, соответствует потребностям человека. Точно так же невозможно и сказать, как давно это самое искусство нашло место в жизни человека. Все данные сходятся на том, что приблизительно за 7-15 тысяч лет до нашей эры и начали выращивать первые растения, организовали первые хозяйства.

История растениеводства: истоки эффективности

Изначально, «одомашнивание» растений происходило в разных точках планеты. Различные виды «приручались» независимо друг от друга, именно поэтому сегодня крайне сложно найти истоки этого процесса. С этим связано было и разнообразие культурных видов: на каждой территории его составляли эндемичные для этих мест виды, приспособленные к их климатическим условиям.

Однако ареал эндемичных растений постепенно расширялся, а состав «одомашненных» растений приобретал все большее изобилие в связи с тем, что человек потихоньку начал путешествовать, осваивать материк, беря с собой продукты со своей территории, а, съедая их, выбрасывал косточки, ростки, листочки, корешки и прочие несъедобные части растения, тем самым, распространяя семена.

Только для расширения ареала этого было недостаточно, поскольку растения, не слишком приспособленные к условиям среды, погибали. Этому способствовал, говоря языком биологов-эволюционистов, стабилизирующий отбор, поддерживающий среднюю норму в неизменных условиях. Но эти же самые ученые предполагают и существование другого вида отбора – типового(движущего), наоборот, поддерживающего отклонения от нормы в постепенно меняющихся условиях.

Таким образом, растения, имеющие какое-либо изменение, поддерживались движущим отбором, приживаясь на новых территориях, образуя новые виды. Так, к примеру, ель сибирская и ель европейская распространены в абсолютно разных областях и условиях, но, увидев две эти ели, только опытный ботаник сможет различить их.

Главные центры культурных растений

В процессе становления ареалов растений принято выделять так называемые центры культурных растений – определенные местности, в которых началось развитие определенных видов растений. Эти центры выделил известный ученый Н.И. Вавилов. Они следующие:

  1. Южноазиатский тропический центр.
  2. Восточноазиатский центр.
  3. Юго-Западноазиатский центр.
  4. Средиземноморский центр.
  5. Эфиопский центр.
  6. Центральноамериканский центр.
  7. Южноамериканский центр.

Интересно то, что большая часть видов, по мнению исследователей, происходит из Южноазиатского тропического центра (на его долю приходится приблизительно треть всех видов).

Сейчас эти границы стерлись практически окончательно, а любое культурное растение можно вырастить на каком угодно материке и во всех странах мира. Рентабельность продукции растениеводства в России на сегодняшний день составляет в среднем около 48%.

Экономические перспективы: насколько эффективно заниматься растениеводством?

Конечно же, имеется ввиду именно эффективность продукции растениеводства. Экономическая эффективность – довольно-таки сложное собирательное понятие; в общих чертах его можно охарактеризовать как результативность работы растениеводческого предприятия. Характеризуется результативность (следовательно, и эффективность) рентабельностью. Для каждого предприятия в рамках хозяйсвтенного расчета существует понятие рентабельность. Чисто математически рентабельность характеризуется отношением прибыльности, дохода предприятия к затратам и ресурсам, которые не нашли применения. Прибылью (П) называется часть дохода, которая была реализована, она представляет собой разность денежной выручки от реализации продукта (В) и себестоимости(С/с) и/или издержки производства(И). Таким образом,

П = В – (С/с + И).

Для показателей экономической эффективности рентабельность выражается как отношение прибыли к затратам, неиспользованным ресурсам, капиталовложениям, мелким и крупным затратам.

Р = П/ З,

где П – общая прибыль, а З – общие затраты, которые для каждого экономического предприятия рассчитываются по-разному.

Факторы, влияющие на эффективность растениеводства

Факторы, оказывающие влияние на эффективность растениеводства разнообразны, связаны между собой и существуют в огромном количестве. Приведем список важнейших из них:

  1. Сумма прибыли от реализации продукции.
  2. Цены продажи конкретного вида продукции.
  3. Общий объем продукции.
  4. Материальные затраты на производство и реализации продукции.
  5. Внедрение или не внедрение механизации возделывания растительных культур.
  6. Качество продукции.
  7. Пути и возможности реализации продукции.

Исследование рынка позволяет установить, что на 2016 год ведущее место среди культур занимают зерновые, валовый сбор которых составляет около 150700 ц. Однако отмечается тенденция к снижению уровня рентабельности производства пшеницы, связанное со снижением урожайности, валового сбора продукции, повышением средней цены реализации.

Оптимальный бизнес-план организации предприятия, занимающегося растениеводством

На основании данных об эффективности растениеводческого бизнеса в целом и экономической ситуации в России, а также сборки некоторых аналитических данных, возможно создать стартовый бизнес-план предприятия, которое будет заниматься, к примеру, выращиванием двух разных овощных культур – огурцов и баклажанов.

Расходы и прибыль такого предприятия могут быть следующими:

Стартовый капитал, покрывающий все расходы на начало бизнеса, должен составлять: 65 000 рублей.

Из которых:
Покупка земли и установка 2-х теплиц с оборудованием: 52 000 рублей.
Закупка семян и удобрений: 7 000 рублей.
Расходы на маркетинг и транспорт: 1 500 рублей.
Оплата налогов: 1000 рублей (ставка налога составляет 6%).
Другие расходы (закупка воды и прочее): 3 500 рублей.

Дополнительно:
Расходы на заработную плату: от 5 000 рублей на человека (при полной механизации в штат потребуется 3-5 человек).

Прибыль в первый год при заявленном объеме овощей составит 77 000 рублей.

Это намного рентабельнее других возможностей для бизнеса в Российской Федерации, кроме того, менее облагаемо налогами. Поэтому существование таких предприятий выгодно как учредителю, так и сотрудникам, потребителю и государству. Однако эта отрасль сложна, и, как и многие другие требует модернизации.

Как повысить эффективность растениеводства?

Все пути повышения эффективности выращивания растений возможно разделить на несколько категорий:

  1. Законодательные пути.
  2. Пути оптимизации естественных условий.
  3. Пути «технологического апгрейда».
  4. Маркетинговые пути.
  5. Пути расширения рынка сбыта:
  • увеличение количества экспортных поставок;
  • увеличение количества внутренних поставок.
  • увеличение объема продукции:
  • увеличение объема экспорта;
  • увеличение объема внутренней продукции.

Рекомендуется внимательно ознакомиться с законами аграрного права, среди которых:

  • о правах и свободах граждан в целях аграрного предпринимательства;
  • о единстве экономического пространства в рамках страны;
  • о свободе конкуренции;
  • об установлении системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений.

Для сохранения в состоянии долгой плодородности почв рекомендуется выполнять использовать следующее:

  • организация поля в виде «полос» где засеянная культурами полоса будет чередоваться в лесополосой, защищающей растения от неблагоприятных условий;
  • грамотное ведение севооборотов;
  • обработка почвы без плуга (плоскорезами, культиваторами, новыми высокотехнологичными системами обработки);
  • проведение гидротехнических мероприятий (устройство каналов, террас, сооружение водотоков, создание высокотехнологичной оросительной системы);
  • использование менее токсичных препаратов обработки.

Грамотная ценовая и маркетинговая политика также поспособствует развитие аграрного предприятия, поэтому следует обращаться к специалистам в этой области. Правильная реклама должна быть нацелена на привлечение новых потребителей продукции и нахождение новых путей ее использование. На любой товар имеется «потенциальный покупатель» — человек, который мог бы купить продукт, но попросту не владеет информацией. Потому важно сделать правильный маркетинговый ход – зачастую наиболее эффективна публичная реклама.

Например, удачным можно считать маркетинговую кампанию американского предприятия Arm & Hammer, производившего пищевую соду. Когда продажи стали падать, кампании стало известно, что домохозяйки импользуют соду для освежения холодильника, это они очень удачно использовали для своей рекламной компании, подкрепляя «научными» доказательствами, в результате чего до половины женщин обязательно держали в своих холодильниках раскрытую пачку соды. Правда, пятью годами позже эта же компания уже рекламировала свой продукт как средство для удаления пятен…

Передовой опыт: что скажет успешный аграрий?

О хозяйстве «Партнер» в Михайловском районе наслышана вся страна. Оно имеет огромный успех, а его директор, Андрей Анатольевич Кожанов утверждает, что рентабельность их продукции составляет до 500%. Однако предприятие было таким не всегда. В 2008 году нынешние владельцы купили обанкротившееся предприятие за бесценок, менее чем за десятилетие превратив его в одно из наиболее эффективных аграрных хозяйств страны. Какими же «хитростями» пользовалось руководство предприятия, чтобы достичь таких невероятных результатов?

  1. Отказ от проведения ранней посевной кампании во избежание нанесения вреда растениям высокой амплитудой температур.
  2. Отказ от изменений структуры посевов (69% занимают культурные растения, 31 – многолетние травы).
  3. Регулярное проведение комплекса мероприятий по защите земли.
  4. Использование технологии Strip-Till — дополнение к обработке, при которой воздействие оказывается только на небольшую часть посева, что позволяет уменьшить расходы на обработку земли в 2-3 раза.
  5. Внедрение новых технологий опрыскивания с двумя трубопроводными системами и фотодатчиками, сканирующими состояние земли.
  6. Отказ от «нормосмен», внедрение почасовой оплаты.
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *