Содержание статьи:
- История растениеводства: истоки эффективности
- Главные центры культурных растений
- Экономические перспективы: насколько эффективно заниматься растениеводством?
- Факторы, влияющие на эффективность растениеводства
- Оптимальный бизнес-план организации предприятия, занимающегося растениеводством
- Как повысить эффективность растениеводства?
- Передовой опыт: что скажет успешный аграрий?
История растениеводства как своеобразной «науки» исчисляется десятками тысяч лет. По мнению одних ученых родина растениеводства – Египет, по мнению других – Месопотамия, третьих – Ассирия. Сколько исследователей интересуются этим вопросом, столько и мнений: откуда все-таки берет свои истоки искусство возделывать землю и выращивать нужные человеку растения.
И это вполне оправдано: сложно определить, когда и где конкретно зародилось то, что, в общем, естественно и закономерно, соответствует потребностям человека. Точно так же невозможно и сказать, как давно это самое искусство нашло место в жизни человека. Все данные сходятся на том, что приблизительно за 7-15 тысяч лет до нашей эры и начали выращивать первые растения, организовали первые хозяйства.
История растениеводства: истоки эффективности
Изначально, «одомашнивание» растений происходило в разных точках планеты. Различные виды «приручались» независимо друг от друга, именно поэтому сегодня крайне сложно найти истоки этого процесса. С этим связано было и разнообразие культурных видов: на каждой территории его составляли эндемичные для этих мест виды, приспособленные к их климатическим условиям.
Однако ареал эндемичных растений постепенно расширялся, а состав «одомашненных» растений приобретал все большее изобилие в связи с тем, что человек потихоньку начал путешествовать, осваивать материк, беря с собой продукты со своей территории, а, съедая их, выбрасывал косточки, ростки, листочки, корешки и прочие несъедобные части растения, тем самым, распространяя семена.
Только для расширения ареала этого было недостаточно, поскольку растения, не слишком приспособленные к условиям среды, погибали. Этому способствовал, говоря языком биологов-эволюционистов, стабилизирующий отбор, поддерживающий среднюю норму в неизменных условиях. Но эти же самые ученые предполагают и существование другого вида отбора – типового(движущего), наоборот, поддерживающего отклонения от нормы в постепенно меняющихся условиях.
Таким образом, растения, имеющие какое-либо изменение, поддерживались движущим отбором, приживаясь на новых территориях, образуя новые виды. Так, к примеру, ель сибирская и ель европейская распространены в абсолютно разных областях и условиях, но, увидев две эти ели, только опытный ботаник сможет различить их.
Главные центры культурных растений
В процессе становления ареалов растений принято выделять так называемые центры культурных растений – определенные местности, в которых началось развитие определенных видов растений. Эти центры выделил известный ученый Н.И. Вавилов. Они следующие:
- Южноазиатский тропический центр.
- Восточноазиатский центр.
- Юго-Западноазиатский центр.
- Средиземноморский центр.
- Эфиопский центр.
- Центральноамериканский центр.
- Южноамериканский центр.
Интересно то, что большая часть видов, по мнению исследователей, происходит из Южноазиатского тропического центра (на его долю приходится приблизительно треть всех видов).
Сейчас эти границы стерлись практически окончательно, а любое культурное растение можно вырастить на каком угодно материке и во всех странах мира. Рентабельность продукции растениеводства в России на сегодняшний день составляет в среднем около 48%.
Экономические перспективы: насколько эффективно заниматься растениеводством?
Конечно же, имеется ввиду именно эффективность продукции растениеводства. Экономическая эффективность – довольно-таки сложное собирательное понятие; в общих чертах его можно охарактеризовать как результативность работы растениеводческого предприятия. Характеризуется результативность (следовательно, и эффективность) рентабельностью. Для каждого предприятия в рамках хозяйсвтенного расчета существует понятие рентабельность. Чисто математически рентабельность характеризуется отношением прибыльности, дохода предприятия к затратам и ресурсам, которые не нашли применения. Прибылью (П) называется часть дохода, которая была реализована, она представляет собой разность денежной выручки от реализации продукта (В) и себестоимости(С/с) и/или издержки производства(И). Таким образом,
П = В – (С/с + И).
Для показателей экономической эффективности рентабельность выражается как отношение прибыли к затратам, неиспользованным ресурсам, капиталовложениям, мелким и крупным затратам.
Р = П/ З,
где П – общая прибыль, а З – общие затраты, которые для каждого экономического предприятия рассчитываются по-разному.
Факторы, влияющие на эффективность растениеводства
Факторы, оказывающие влияние на эффективность растениеводства разнообразны, связаны между собой и существуют в огромном количестве. Приведем список важнейших из них:
- Сумма прибыли от реализации продукции.
- Цены продажи конкретного вида продукции.
- Общий объем продукции.
- Материальные затраты на производство и реализации продукции.
- Внедрение или не внедрение механизации возделывания растительных культур.
- Качество продукции.
- Пути и возможности реализации продукции.
Исследование рынка позволяет установить, что на 2016 год ведущее место среди культур занимают зерновые, валовый сбор которых составляет около 150700 ц. Однако отмечается тенденция к снижению уровня рентабельности производства пшеницы, связанное со снижением урожайности, валового сбора продукции, повышением средней цены реализации.
Оптимальный бизнес-план организации предприятия, занимающегося растениеводством
На основании данных об эффективности растениеводческого бизнеса в целом и экономической ситуации в России, а также сборки некоторых аналитических данных, возможно создать стартовый бизнес-план предприятия, которое будет заниматься, к примеру, выращиванием двух разных овощных культур – огурцов и баклажанов.
Расходы и прибыль такого предприятия могут быть следующими:
Стартовый капитал, покрывающий все расходы на начало бизнеса, должен составлять: 65 000 рублей.
Из которых:
Покупка земли и установка 2-х теплиц с оборудованием: 52 000 рублей.
Закупка семян и удобрений: 7 000 рублей.
Расходы на маркетинг и транспорт: 1 500 рублей.
Оплата налогов: 1000 рублей (ставка налога составляет 6%).
Другие расходы (закупка воды и прочее): 3 500 рублей.
Дополнительно:
Расходы на заработную плату: от 5 000 рублей на человека (при полной механизации в штат потребуется 3-5 человек).
Прибыль в первый год при заявленном объеме овощей составит 77 000 рублей.
Это намного рентабельнее других возможностей для бизнеса в Российской Федерации, кроме того, менее облагаемо налогами. Поэтому существование таких предприятий выгодно как учредителю, так и сотрудникам, потребителю и государству. Однако эта отрасль сложна, и, как и многие другие требует модернизации.
Как повысить эффективность растениеводства?
Все пути повышения эффективности выращивания растений возможно разделить на несколько категорий:
- Законодательные пути.
- Пути оптимизации естественных условий.
- Пути «технологического апгрейда».
- Маркетинговые пути.
- Пути расширения рынка сбыта:
- увеличение количества экспортных поставок;
- увеличение количества внутренних поставок.
- увеличение объема продукции:
- увеличение объема экспорта;
- увеличение объема внутренней продукции.
Рекомендуется внимательно ознакомиться с законами аграрного права, среди которых:
- о правах и свободах граждан в целях аграрного предпринимательства;
- о единстве экономического пространства в рамках страны;
- о свободе конкуренции;
- об установлении системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений.
Для сохранения в состоянии долгой плодородности почв рекомендуется выполнять использовать следующее:
- организация поля в виде «полос» где засеянная культурами полоса будет чередоваться в лесополосой, защищающей растения от неблагоприятных условий;
- грамотное ведение севооборотов;
- обработка почвы без плуга (плоскорезами, культиваторами, новыми высокотехнологичными системами обработки);
- проведение гидротехнических мероприятий (устройство каналов, террас, сооружение водотоков, создание высокотехнологичной оросительной системы);
- использование менее токсичных препаратов обработки.
Грамотная ценовая и маркетинговая политика также поспособствует развитие аграрного предприятия, поэтому следует обращаться к специалистам в этой области. Правильная реклама должна быть нацелена на привлечение новых потребителей продукции и нахождение новых путей ее использование. На любой товар имеется «потенциальный покупатель» – человек, который мог бы купить продукт, но попросту не владеет информацией. Потому важно сделать правильный маркетинговый ход – зачастую наиболее эффективна публичная реклама.
Например, удачным можно считать маркетинговую кампанию американского предприятия Arm & Hammer, производившего пищевую соду. Когда продажи стали падать, кампании стало известно, что домохозяйки импользуют соду для освежения холодильника, это они очень удачно использовали для своей рекламной компании, подкрепляя «научными» доказательствами, в результате чего до половины женщин обязательно держали в своих холодильниках раскрытую пачку соды. Правда, пятью годами позже эта же компания уже рекламировала свой продукт как средство для удаления пятен…
Передовой опыт: что скажет успешный аграрий?
О хозяйстве «Партнер» в Михайловском районе наслышана вся страна. Оно имеет огромный успех, а его директор, Андрей Анатольевич Кожанов утверждает, что рентабельность их продукции составляет до 500%. Однако предприятие было таким не всегда. В 2008 году нынешние владельцы купили обанкротившееся предприятие за бесценок, менее чем за десятилетие превратив его в одно из наиболее эффективных аграрных хозяйств страны. Какими же «хитростями» пользовалось руководство предприятия, чтобы достичь таких невероятных результатов?
- Отказ от проведения ранней посевной кампании во избежание нанесения вреда растениям высокой амплитудой температур.
- Отказ от изменений структуры посевов (69% занимают культурные растения, 31 – многолетние травы).
- Регулярное проведение комплекса мероприятий по защите земли.
- Использование технологии Strip-Till – дополнение к обработке, при которой воздействие оказывается только на небольшую часть посева, что позволяет уменьшить расходы на обработку земли в 2-3 раза.
- Внедрение новых технологий опрыскивания с двумя трубопроводными системами и фотодатчиками, сканирующими состояние земли.
- Отказ от «нормосмен», внедрение почасовой оплаты.